В обычных сказках герои сталкиваются с некими фантастическими обстоятельствами и показывают, как человек может справиться с этими условными силами стихии или природы с помощью своей смекалки или умений.
В дурацких же сказках фантастические персонажи помещены в самые обычные обстоятельства и своей необычностью лишь подчеркивают всю банальность происходящего с ними.
Я задумывала свою серию «Дурацкие сказки» в начале весны, когда после зимы отчаянно хотелось ярких красок и какого-то веселья. Я сразу знала, что хочу делать яркие заметные объекты, большего размера, чем моя керамика, например. Я стала думать над персонажами. Их хотелось сделать в такой шутливой сказочной манере.
Первой придумалась Рыбка-Лыбка. На самом деле, это название всплыло из детства, когда я на свой лад переделывала названия из любимых сказок, и вместо «Чудо-юдо Рыба-кит» («Конёк-горбунок», П.П. Ершов) я говорила «Лыбка-битка-кит». Первый эскиз этого персонажа появился почти сразу, и на нем же я обкатывала технику, которую использовала в серии.
Вообще на персонажах ершовской сказки основано еще два персонажа в серии — Конёк-семиног и Шар-птица. Да, это была моя любимая сказка детства.
Шар-птица, кстати, — единственный не плоский персонаж в серии. Потому что шар по определению не может быть плоским. Для устойчивости я поместила в её основание-яйцо металлический утяжелитель. Так что мощный клюв ей не мешает крепко стоять на ногах.
Самый серьезный персонаж — МатрЁжка. Она, как идея, появилась последней. Название придумала для меня мама, я в это время вообще рисовала эскизы другого персонажа (у меня еще целый список заготовлен). Но когда я попробовала ее порисовать, мысль пошла, и я поняла, что это она — главная фигура серии, её, так сказать, венец, единственный антропоморфный персонаж. Мало кто знает, но у МатрЁжки есть обратная, более мрачная, сторона.
Сказки, сопровождающие мои скульптуры, чаще всего придумывались в процессе работы над персонажем. Вот этот процесс перерождения идеи в объект — он как ритуал, во время которого происходит мощный энергетический обмен: мозг должен как бы отпустить часть себя, своё детище на волю, дать ему свободу говорить самому за себя. В этот момент начинается диалог между автором и произведением: автор ему: «Я тебя вот так задумывал», а оно ему: «Нет, посмотри, я на самом деле вот такой, принимай меня таким, отнесись с уважением. Я ведь глубже, чем ты думал». Вот так. Вроде сначала просто дурачишься, а потом получается, что все мы — немножко Рыбка-Лыбка, и сказки немножко грустные, как и любой сарказм.
2024
2024
2024
2024
2024